Руководство недавно открывшегося автозавода Toyota в Шушарах, уже столкнулось с первыми проблемами. Для производства не хватает рабочих кадров, а действующих сотрудников не устраивает зарплата.

Известно, что вакансии на работу  в Тойоте были открыты  в феврале прошлого года. Компания приглашала рабочих через объявления в бесплатных газетах, общественном транспорте и даже в подъездах домов. На завод поступило более 20 000 резюме от кандидатов.  Однако, штат рабочих сформировать так и не удалось.

По словам вице-президента Toyota Motor Manufacturing Russia Ичиро Чиба, заводу требуется набрать еще около 20 человек. Это обычная практика, когда сотрудники набираются на уже действующее производство, кроме того компании необходимо создать резерв для возможного расширения производства, объясняет он.

У Toyota возникли затруднения с наймом рабочих, утверждает источник, знакомый с кадровой политикой компании. По его словам, большая часть кандидатов по разным причинам не устроила автопроизводителя, а после нескольких месяцев работы предприятия в учебном режиме на нем началась утечка кадров из-за низкой зарплаты и высоких требований к рабочим, сообщают "Ведомости".

Дело в том, что компания предлагает новым сотрудникам зарплаты немного ниже рыночных — например, сборщикам автомобилей японцы готовы платить не более 20 000 руб. в месяц. Отметим, что  на подобных автосборочных производствах кабочие подобной квалификации могут получать зарплату в размере 23 - 25 тыс. рублей.   

К тому же, другой автогигант - "Форд" предоставляет рабочим более интересные условия работы - начальная зарплата рабочего низкой квалификации на Ford — 16 000 руб., но за полгода она может вырасти до 25 000 руб. в месяц. Рабочий в условиях действующего завода может пройти обучение и повысить квалификацию и, соответственно, заработок.

Отметим, что по словам  Ольги Чеботковой, партнера Transearch / TopHunt International,  Toyota  является одним из самых надежных работодателей По ее словам, в Японии у компании действует система пожизненного найма: рабочий приходит на завод и трудится на нем до пенсии, а иногда даже и до самой смерти. Но в российских условиях такой подход не срабатывает: рабочие понимают, что при кадровом дефиците могут продать себя дороже, меняя работодателей, рассуждает она.

По мнению экспертов, с подобными кадровыми проблемами могут столкнуться все производители автомобилей, автопредприятия которых в скором времени будут запущены вблизи города.  Они объясняют это тем, что когда принимались решения о строительстве предприятий, рабочая сила стоила дешевле. По его словам, с кадровыми проблемами столкнутся все производители автомобилей, запускающие сборку в стране.

СПРАВКА: Петербургский завод Toyota, рассчитанный на выпуск 50 000 машин в год, работает с 21 декабря. Компания инвестировала в него почти $200 млн. Персонал завода — около 600 человек, в том числе 450 рабочих на конвейере.