"Груз 200" Балабанова признан лучшим фильмом года
Вчера вечером в Центральном доме кино прошла 10-я юбилейная церемония вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2007 год. Лучшим фильмом признан «Груз 200» Алексея Балабанова, лучшим режиссером – Кира Муратова («Два в одном»).
Призы за мужские роли первого и второго плана присуждены соответственно Сергею Пускепалису и Леониду Броневому, сыгравшим в фильме «Простые вещи». За соответствующие женские – Галине Вишневской («Александра») и Зое Кайдановской («Ничего личного»), сообщают "Новые Известия".
На торжество съехались почти все лауреаты, многие номинанты, большое количество видных гостей и почти вся московская кинопресса. Награды вручали Вера Глаголева, Алла Демидова, Евгения Добровольская, Анна Михалкова, Оксана Фандера, Александр Велединский, Сергей Гармаш и Виктор Сухоруков в паре с представителями и представительницами критического цеха.
По поводу мрачного и символического «Груза 200» было сломано столько критических копий, что его шансы получить звание лучшего фильма года, по версии критиков, оказались предпочтительнее других. «Простые вещи» понравились всем без исключения, особое же впечатление в этой картине произвели Леонид Броневой в мудрой и трагической роли престарелого актера и Сергей Пускепалис, сыгравший измученного семейно-жилищными проблемами врача-анестезиолога.
То, что фильму Сокурова «Александра» достался только приз за лучшую женскую роль, можно было бы счесть умалением его замечательных достоинств. Однако в образе старой женщины, поехавшей в Чечню навестить внука-офицера, сосредоточен смысл картины, и в этой ситуации награда великой Галине Вишневской более чем когда-либо является наградой также режиссеру и продюсеру.
Два приза присуждены фильму Андрея Звягинцева «Изгнание» – за операторскую работу (оператор Михаил Кричман стал двукратным лауреатом «Белого слона») и за лучшую музыку (Андрей Дергачев и Арво Пярт), а награду за лучшую работу художника получили Елена Жукова и Даши Намдаков («Монгол»).
Еще одним триумфатором «Белого слона» стал знаменитый кинодраматург Александр Миндадзе, снявший по собственному сценарию фильм «Отрыв» о психологических последствиях авиакатастрофы – ему вручили премии за лучший дебют в режиссуре и лучший сценарий. Прилагаемый к статуэтке слона диплом лауреата не содержит мотивировки, но если бы она была, то звучала бы, наверное, так: «За создание киноязыка, способного отразить смятенное сознание, и за творческую работу, требующую работы понимания».
СПРАВКА: Балабанов Алексей Октябринович (р. 1959), режиссер, сценарист, продюсер. Родился в Свердловске, пишет akter.kulichki.com. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института (1981), ВКСР (1990, экспериментальный курс «авторское кино»). В 1983-1987 работал асс. режиссера на Свердловской к/ст. Соавтор сценария фильма «Пограничный конфликт» (1991, реж. Н. Хворова). Победитель программы «Номинация: Киноманифест» (Кинофорум-95, Суздаль) с вручением приза «Золотой гвоздь» за фильм «Замок».
Непредсказуемость режиссера давно уже стала почти легендарной, пишет wwwarthouse.ru. Даже прожженные критики после закрытых просмотров "Груза" часа по полтора не могли обрести дар речи, не говоря уже о том, чтобы попытаться интерпретировать происходящее на экране. Балабанов верен завету Жана-Люка Годара: "Если тебе есть что сказать, скажи это, напиши книгу, в крайнем случае письмо, но, ради бога, не снимай фильм". Балабанов — режиссер, "которому нечего сказать": он полностью передоверяет это своим фильмам.
Если крайне условно определить жанр, в котором он работает, то Балабанов — "баталист". Война — это плохо, это неестественно, несколько раз повторял он по поводу своей "Войны", заподозренной частью критиков и фестивальной общественности если не в фашизме, то в милитаризме и ксенофобии. Но война для него — не просто конкретная военная кампания, афганская или чеченская, это состояние современного мира. И было бы лицемерием снимать кино так, словно нет этой войны всех против всех.
И можно сказать, что все фильмы Алексея Балабанова, прежде всего "Груз 200",- свидетельства о прокаженном мире, где норма и патология поменялись местами.